Восприятие и волновая функция (плотность распределения вероятностей состояний сознания) Часть 1. #записки_психонавтов Идея Многомирия отражается в процессе наблюдения над тем, что происходит с самим процессом восприятия. Если понаблюдать за собственным вниманием (что не у всякого и не всегда получается – для этого нужен опыт и регулярная практика), то можно обнаружить, что одномоментно (пока рассмотрим только на примере зрительной модальности) внимание разделено на очень большое количество «экранов», на каждом из которых прокручивается определенный визуальный ряд (можно добавить еще, что на разных экранах - различные суб-модальности). Можно в каждый конкретный момент времени выделить основной экран, на котором сосредоточена большая часть «сознательного внимания» - сосредоточена на каком-то основном экране – он может быть «внешним» - визуальное восприятие «внешних» процессов (естественно, со всеми фильтрами, выделениями фигуры из фона и скачками фокуса внимания, носящими также вероятностный характер), а может быть – одним из «внутренних» экранов – на каком-то из них недавнее воспоминание, на другом – фрагмент сновидения, на третьем – какая-то фантазия и т.п – таких экранов огромное множество (воспоминаний, элементов различных сновидений, фантазий, фрагментов фильмов, рассказов, историй - статических и динамических, ярких и туманных, цветных и черно-белых, близких и дальних, относящихся ко всем возможным моментам жизни, а в фантазиях – и далеко за ее пределы в прошлое и будущее, и разнесенных в пространстве от нынешнего местоположения до далеких звезд и воображаемого микромира). Важно понимать, что все эти экраны сосуществуют одновременно, но в доминанту внимания попадают с различным «удельным весом». Обычно осознается от 3-5 до 10-15 экранов, между которыми внимание (даже при попытке сосредоточится на каком-то из экранов специально) скачет, опять же, по некому распределению вероятностей – вокруг основного (на данный момент) экрана существует некий спектр экранов, куда внимание периодически попадает с убывающей вероятностью. Но, помимо них существуют исчезающее малые вероятности случайного воспроизведения экранов, которые находятся за пределами сознания (забытые события, фантазии, сновидения, фрагменты историй и фильмов, лиц и т.п.) – они могут, вдруг, выйти на мгновение, а порой и на достаточно длительное время, в фокус, при появлении какого-то случайного раздражителя или потока ассоциаций (который – тоже сам по себе, явление очень интересное с позиций предмета исследования). И существует вероятность суггестивного (а суггестия может быть непосредственной и явной или неявной и косвенной) формирования множества новых экранов – или не формирования, а, скорее, выведения из бессознательного путем суперпозиции - наложения нескольких существующих там по умолчанию экранов – из элементов памяти и т.п.) Опять же, множество экранов существуют «по умолчанию» - не выходя в фокус, я, даже в состоянии глубокой без-образной медитации с остановкой внутреннего диалога (не рассматривая здесь состояние «самадхи»), знаю, например, как меня зовут, что я сижу в таком-то городе, в такой-то стране, в такой-то квартире или каком-то ином месте на планете Земля, что у меня есть какие-то занятия, близкие люди, что сейчас такой-то год и месяц и происходят такие-то события в стране и мире, в моей личной жизни и т.п. – тысячи таких «знаний по умолчанию» - бессознательное постоянно генерирует ризоморфный поток означающих, большинству из которых соответствуют означаемые в виде образов или образных рядов – соответственно, того, что выше названо визуальными экранами. Среди них как множество образцов, так и множество карт (например, виды улицы, на которой стоит мой дом, и карта, на которой эта все обозначено, как самый простой пример) – карта здесь не только в географическом смысле, а в смысле схемы, отражающей тот или иной объект или взаимосвязь объектов в различных координатных системах. Вся совокупность этих проявленных экранов и экранов «по умолчанию», в свою очередь, можно представить в виде распределения вероятностей (облака вероятностей), которое, если перевести это описание на математический язык – аналогично квадрату модуля волновой функции в квантовой механике. В квантовой механике квадрат модуля волновой функции описывает вероятность обнаружении микрочастицы в той или иной точке пространства-времени или в другой координатной системе. В случае экранов внимания – квадрат модуля волновой функции может описывать вероятность погружения в тот или иной визуальный экран как отдельный мир. При предельном сосредоточении возможна абсолютная полнота присутствия в том или ином визуальном экране. А при дополнении экранов слуха и ощущений – еще бОльшая полнота присутствия в том или ином мире (когерентное состояние). А это значит, что само восприятие размазано по множеству миров с различной степенью вероятностей. При этом, существует определенная вероятность сборки себя во всей полноте в определенном мире. Ситуация напоминает парадокс копенгагенской (классической) интерпретации квантовой механики, с возможностью перехода к ее интерпретации с точки зрения Эвереттики (Многомирия). В эвереттовской трактовке – какой-то мир выводится на какое-то время в доминату, а остальные в это время находятся на периферии. Для обычного сознания – таких миров не так уж много. В условиях т.н. «согласованной реальности» - существует некий доступный людям нашей культуры коридор восприятия. Однако, потенциально, существуют и миры, существенно отличающиеся от того, что входит в «согласованную реальность». Для того, чтобы восприятие могло проникнуть в них, нужна дополнительная энергия, добытая, либо благодаря специальным процедурам внешней суггестии, либо для этого необходима постоянная практика накопления т.н. «личной силы». Благодаря именно такому сравнению с моделями квантовой механики, в любом случае существует отличная от нуля вероятность т.н. «туннельного эффекта», т.е. спонтанного обнаружения элементов миров, выходящих за доступный нам коридор миров согласованной реальности. Накопление личной силы существенно повышает вероятность туннельного эффекта, вплоть до возможности абсолютной полноты присутствия (т.е. не только на периферии внимания и не урывками) в мирах, не входящих в доступный нам коридор возможностей. Ну, а если обойти наивный реализм восприятия, и вспомнить, что разделение на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую модальности – условны и отражают разделенность наших органов чувств, то открывается потрясающая перспектива. О такой метафоре восприятия, сулящей существенное расширение практических возможностей, еще практически нигде не упоминалось до сих пор. Но, об этом в следующей части (продолжение следует) В.Лебедько (февраль 2020)